В процессе хранения ценностей, находящихся в музее, очень важным и зачастую неотъемлемым элементом является музейная реставрация. Она позволяет не только сохранить предмет, но и восполнить нанесенные временем утраты, представить этот памятник в виде, наиболее приближенном к своему первозданному облику. Очередным результатом работы реставраторов музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля стало восстановление настенного зеркала, оформленного в ренессансно-барочной стилистике. Его презентация в контекстевыставки зеркал «Говорящее правду стекло» состоится 13 августа 2015 года в 16-00 во дворце Румянцевых и Паскевичей. Более двадцати настенных, настольных, туалетных зеркал из собрания нашего музея и частной коллекции С.Л. Путилина можно будет увидеть в экспозиции «Жилой интерьер конца XIX – началаXX века» на втором этаже центральной части дворца.

Да, меня не пантера прыжками

На парижский чердак загнала.

И Вергилия нет за плечами -

Только есть одиночество в раме

Говорящего правду стекла.

(В.Ходасевич «Перед зеркалом»)

Зеркалу не дано ни своего цвета, ни своей формы, в нём отражается всё, что находится перед ним. Оно всегда говорит только правду. При этом зеркальная пустота, на первый взгляд равнодушного стекла, придаёт отражённому предмету иную сущность, хотя бы только потому, что в нём отображается перевёрнутая реальность. Поэтому во все времена это «волшебное стекло» пугало человека своей таинственной и магической силой, отражая не только предметы реального мира, но и их суть, а по большому счёту, сами  секреты мироздания.

Представления о том, что отражение на поверхности воды или других жидкостях, магических кристаллов и зеркал можно предсказывать будущее и открывать тайны бытия, присутствуют с незапамятных времён у многих народов. С помощью свечей и луны зеркала стали использовать в гаданиях.

 

Хочу у зеркала, где муть
И сон туманящий,
Я выпытать — куда Вам путь
И где пристанище…

 

(М. Цветаева «Хочу у зеркала, где муть»)

История зеркала оплетена мифами и легендами. Упоминания о зеркальных поверхностях встречаются уже в древнегреческой мифологии. Согласно одной их легенд о Персее и медузе Горгоне, любой, кто посмотрит в глаза медузе Горгоне, превратится в камень. Именно этим и воспользовался Персей, подставив ей свой щит в качестве зеркала. Медуза Горгона, увидев свое отражение, превратилась в камень.

Преодолев страх перед собственным отображением в воде, человек захотел этот фантом удержать, что подтолкнуло его к изобретению зеркал. Ученые предполагают, что история создания зеркал началась более 7000 лет назад. В качестве них тогда служили различные металлические поверхности, наполированные до блеска – золотые, серебряные, оловянные, медные, бронзовые. Иногда использовали камни.

И если первые зеркала были созданы для того, чтобы следить за собственной внешностью, то вскоре они вошли в интерьер, став незаменимым атрибутом его украшения.  Зеркалами украшались дворцы Версаля, Фонтенбло, Марли, Царского Села.  Составлялись целые зеркальные галереи и комнаты, стены которых были покрыты зеркалами больших размеров в новой технике литья.

Производственные усовершенствования способствовали массовому изготовлению и удешевлению зеркал. Во многих домах появились зеркала на стенах и консолях, целые зеркальные ансамбли выставлялись на туалетных столиках. «Волшебное стекло» активно включалось в быт, становилось важным элементом повседневной жизни.

К разряду таких утилитарных предметов относятся зеркала, экспонирующиеся в контексте жилой обстановки конца XIX – начала XX века в одном из залов музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля. Каждое из них находилось в каком-то доме, терпеливо отражая, но не задерживая все, что происходило перед его «глазами».

 

Я – глаз, лишенный век. Я брошено на землю,
Чтоб этот мир дробить и отражать...
И образы скользят. Я чувствую, я внемлю,
Но не могу в себе их задержать.

 

(М. Волошин «Зеркало»)

Сколько лиц запомнили эти, ставшие сегодня антикварными, вещи? Скольких хозяев они поменяли? Давайте попробуем представить себе это, разглядывая старательно оправленные изящными рамами либо встроенные в замысловатые композиции, зеркала на выставке с образным названием «Говорящее правду стекло». Не бойтесь заглянуть в них и сравнить себя, которого мы, кажется, хорошо знаем, с тем, кто честно смотрит на нас из волшебного зазеркалья…

 

Под тонким льдом стекла бездонны зеркала.
Восточный блеск играет каждой гранью.
Все говорит, в тиши, на языке души,
Единственном, достойном пониманья.

 

(Ш. Бодлер «Приглашение к путешествию»)