Стало известно, как выглядела безвозвратно потерянная древняя статуя в гомельском парке

В 1911 году исследователи гомельской старины Ф. А. Жудро, И. А. Сербов, Д. И. Довгялло писапи в географическо-статистическом сборнике «Город Гомель»: «...За Гомеюком, в чаще, в отдаленной беседке, стоит каменная баба, попавшая сюда откуда-то из древней Скифии...».

Скан рисунка Э. Лозе Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона дает лаконичное определение каменной бабы: «Баба — древние каменные памятники в виде грубых человеческих фигур на юге России». Такого рода изваяния еще называли «половецкими каменными бабами». А встречались они на огромных пространствах от юго-западной Азии до юго-восточной Европы и были прежде всего памятниками сакрального искусства половцев IX — XIII века.

Слово «баба» в переводе с тюркского означает «пращур», «дед-отец». Женские статуи символизировали непобедимость и бессмертие воинов, считалось, что они давали им силу, оберегали в бою. На территории Беларуси такие изваяния встречаются крайне редко, при этом их присутствие в наших краях никак не связано с перемещением кочевых племен, а скорее с именами владельцев старинных усадеб. В XIX — начале ХХ века в их среде было очень популярным украшать такими каменными бабами дворцовые парки. Доставлялись древние скульптуры в основном из южных регионов Российской империи.

Судя по всему, хозяевам гомельского дворца такая идея в свое время тоже пришлась по душе. Мы не располагаем точными сведениями, откуда в парк князей Паскевичей пожаловала каменная «барышня» и когда ее не стало в парке. В 1980-е годы профессор Мальдис, председатель комиссии «Вяртанне», которая занималась в Беларуси вопросами реституции культурных ценностей, назвал каменную «бабу» из Гомельского музея наиболее ценным из артефактов, которые навсегда были утрачены в годы военного лихолетья.

До недавнего времени факт наличия такого необычного объекта в нашем парке подтверждался лишь в некоторых изданиях, посвященных истории дореволюционного Гомеля, а как выглядела каменная баба, нам не было известно. И вот это прояснилось. Совсем недавно мы приобрели акварель немецкого художника Эмиля Лозе с названием «Воспоминание о гомельском парке», написанную в 1927 году. Она оказалась небольшой по формату, но очень интересной по содержанию. Художник изобразил немецкого военнослужащего (скорее всего, себя) в нашем парке рядом с каменной бабой. 

баба2
баба2
Сильные Новости
Гомель
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Комментарии